Тайна заживо погребенных

   Для большинства из нас перспектива быть похороненным заживо представляется настоящим кошмаром. Однако встречаются люди, которые ради славы или богатства готовы добровольно лечь в могилу. Некоторые из них достигли вершин совершенства в искусстве длительного пребывания в погребенном состоянии.

   В середине XVII в. в предместьях города Амритсар в северо-западной Индии произошло удивительное событие. Рабочие, копавшие канаву в слое мягкой глины, неожиданно наткнулись на захоронение. Внутри они обнаружили покрытое слоем пыли, почти мумифицировавшееся тело молодого йога, сидевшего, скрестив ноги, и облаченного в оранжевые одеяния. Рабочие решили поднять тело на поверхность. Едва первые лучи солнца упали на иссохшуюся кожу погребенного, он стал оживать. Постепенно йог начал двигаться и вскоре заговорил с рабочими, которых, казалось, чудесное возвращение к жизни нисколько не удивило. Гораздо большее потрясение испытал сам йог. Его звали Рамашвами, и, как выяснилось, более ста лет назад он добровольно спустился в эту могилу.

   В течение месяца весть о воскресении йога разлетелась по всему полуострову и была воспринята большинством индийцев как подтверждение могущества йогов. Никто не усомнился в словах Рамашвами. Известный историк Арджун Сингх поехал в Амрисар, чтобы побольше узнать о жизни в прошлом веке из уст жителя той эпохи. Если Рамашвами был шарлатаном, то исключительно одаренным, ибо ученый уехал полностью удовлетворенный результатами встречи.

   История Рамашвами в целом считается классическим примером оживления погребенного. Однако некоторые детали, упоминавшиеся в туманных рассуждениях индийских газет, остаются непонятными для западного исследователя. Другое дело — дневники факира Харидаса, в конце 20-х годов XIX в. появившегося в штате Джамму близ северо-западной границы Индии.

   Впервые Харидас приобрел известность, когда министр индийского правительства раджа Дхиан Сингх опубликовал сообщение о его четырехмесячном погребении, чему сам министр был свидетелем. Эти сведения подтвердил один европейский врач. Когда вести о последующих подвигах факира достигли махараджи Лахора, последний, будучи просвещенным скептиком, пригласил Харидаса к себе во дворец для проведения тщательно контролируемого эксперимента. Несколько английских врачей, французские и английские военные чиновники также получили приглашения участвовать в этом мероприятии и впоследствии предоставили свои описания происходящего.

   Согласно подробному отчету, опубликованному в "Калькутта медикл таймс", врачи сразу обнаружили, что у Харидаса перерезаны мышцы под языком, что позволяло загибать язык внутрь и закрывать носовые проходы на задней стороне горла. За несколько дней до замуровывания факир стал питаться только молоком и йогуртом и принимать горячие ванны.

   Полностью под-готовившись, он в присутствии свидетелей со-вершил особые омовения йогов, прочистил пищеварительный тракт, в том числе заглотили вытащил из себя льняную веревку длиной более 27 метров. Затем Харидас залепил нос и уши воском — защитная мера против насекомых — и, загнув язык внутрь, застыл в позе со скрещенными ногами. Через несколько минут врачи установили, что его пульс не прослушивается. "Физически он мертв", — объявил один из них.

   Харидаса обмотали льняным полотном и перенесли в просторный ящик, запиравшийся на висячий замок и опечатанный личной печатью самого махараджи. Ящик закопали и засеяли сверху ячменем. Затем вокруг захоронения возвели стену, вдоль которой непрерывно патрулировали часовые. Через сорок дней приглашенные собрались вновь: на сей раз для того, чтобы засвидетельствовать изъятие ящика с факиром из-под земли. За это время ячмень взошел и определенно остался нетронутым, замок был цел, печать не нарушена. Запеленанный в саван Харидас оставался в прежнем положении.

   По словам одного из свидетелей, сэра Чарлза Уайда, факир ничем не отличался от мертвеца: ноги и руки усохли и отвердели, голова бессильно склонилась на плечо, пульс не прощупывался ни на руке, ни на виске. Харидасу делали массах несколько минут, прежде чем появились первые признаки жизни. Врачи вытащили ему язык, освободили от воска ноздри и уши, наполнили легкие воздухом с помощью мехов. Всего через час он вернулся к нормальному состоянию. Махараджа вознаградил Харидаса пригоршней алмазов, после чего, где бы он ни появлялся, его осыпали подарками. Однако в конечном итоге высший свет Индии отвернулся от него за то, что он якобы соблазнял своих поклонниц, хотя никто не выступил с официальными обвинениями против Харидаса. С тех пор о нем не слышали.

   Примерно через год после успешного эксперимента в Лахоре в "Индиан джорнэл оф медикл энд физикл сайенс" появилось сообщение о том, что в Джайсалмере проводится опыт с погребением заживо неизвестного факира. Этим факиром мог оказаться Харидас: согласно приведенному в журнале описанию, неизвестный йог таким же образом заткнул носовой проход языком, а уши и ноздри — воском, провел аналогичные предварительные операции. Факира положили в матерчатый мешок и поместили в каменную келью, затем прикрыли сверху тяжелой плитой, которую усилили кирпичной кладкой. Возле склепа непрерывно дежурили часовые. Через месяц факира вытащили из могильника без каких-либо признаков жизни. Его кожа иссохлась и сморщилась, казалось, бедняга превратился в мумию. Зубы были сжаты так плотно, что разжимать их пришлось с помощью железной пластины. Факир полностью пришел в себя только через несколько часов.

   В 20-х гг. XX в. три мнимых египтянина — Тара Бей, Рахман Бей и Хамид Бей — во время турне по Европе и

   Соединенным Штатам Америки предавали себя погребению заживо под контролем врачей и представителей прессы. Они исполняли номер в манере, которую можно было бы назвать классической: уши и носы затыкали ватой, затем следовала остановка дыхания и пульса. По утверждению Тара Бея, эти операции осуществлялись усилием воли, а также с помощью нажатия на особые нервные центры на голове и шее и заглатывания языка. Возвращению к жизни способствовали помощники, которые использовали нечто вроде гипнотического внушения. Однако сроки погребения египтян не выдерживали никакого сравнения с опытами Харидаса. Их удалось уличить в надувательстве.

   В книге "Живой разум" невролог У.Грей Уолтер отмечает, что, сознательно контролируя автономные процессы организма, адепт мог "впасть в зимнюю спячку и, будучи погребенным, оставаться живым в течение многих дней". Сравнение между каталептическим состоянием транса факира и спячкой настоящего йога приводит в книге "Исследование транса и спячки человека" Джеймс Брейд — психолог, первым использовавший термин "гипноз". Он пришел к выводу, что йоги управляют своим организмом посредством самогипноза.

   Пожалуй, предположение о спячке наиболее приемлемо. К тому же предания на подобные темы распространены в американском фольклоре. Например, утверждают, что в эпоху колонизации в суровые зимы первопроходцы охлаждали своих стариков и хранили их в снегу до прихода весны. Однако лабораторные исследования, результаты которых обсуждаются в книге Андрийи Пухарича "Психология психологии", показали, что состояния спячки и транса сильно отличаются. Например, Пухарич утверждает, что при спячке обмен веществ протекает медленно, чего нельзя сказать о состоянии транса; в первом случае содержание сахара в крови понижается, а во втором — почти не изменяется.

   Остается признать, что на сегодняшний день сознательная приостановка жизнедеятельности человеческого организма, о которой с давних времен сообщали многочисленные очевидцы, еще не получила исчерпывающего научного объяснения.


Оцени эту статью!
Твоя оценка:
"Интересная Газета"
№2(89) Блок D