Видящие с завязанными глазами

   Феномен Розы Кулешовой, которая "читала" пальцами тексты в заклеенных плотных конвертах, так и сошел с ней в могилу неразгаданным. Ученые смирились с поражением и теперь об этой загадочной женщине просто не вспоминают.

   Но, кажется, такая же судьба ждет других обладателей подобных феноменальных свойств - отечественная, да, похоже, и мировая наука пока не осознала, что в нашу повседневную жизнь вторгается совершенно новое явление, грозящее, если не бросить все силы на познание его механизма, самыми непредсказуемыми последствиями.

   Вообще-то изучение физических процессов, позволяющих некоторым людям видеть окружающий мир с плотно завязанными глазами, началось более ста лет назад. Известные физики Дж. Томсон, О. Лодж и В. Крукс сделали смелое для своего времени предположение, что те редкие маги в ярмарочных балаганах, что удивляют веселящийся народ, не подсматривают сквозь хитро устроенную повязку на глазах, а действительно различают окружающие предметы без помощи глаз. Как? На этот вопрос маститые ученые так и не сумели ответить.

   Не сумели пока на него ответить и современные исследователи в крупных университетах, научно-исследовательских и технологических институтах многих стран. Пока что наиболее ощутимым результатом этих работ стало обозначение загадочного феномена научным термином - экстрасенсорное восприятие. Ведутся такие исследования и у нас. И, пожалуй, отечественные ученые ближе всех подошли к разгадке этого явления.

   А все началось несколько лет назад, когда один физик привел свою дочь к доктору физматнаук, профессору Юрию Пытьеву. У 14-летней Наденьки обнаружился редкий дар: она с плотно завязанными глазами "видела" предметы, помещенные в постоянное магнитное поле и "освещенные" электромагнитным излучением видимого или микроволнового диапазона. Причём чем меньше была длина волны электромагнитной "подсветки", тем лучше она различала предметы. А если в магнитное поле попадал человек, Надя видела окружающий его ореол, то, что она называла аурой. В лабораториях, занимающихся этой проблемой, такую ауру делают видимой с помощью мощных установок, создающих электромагнитное поле высокой напряженности. Надя обходилась своими силами.

   И второй, не менее значимый фактор: девочка не просто так "видела" в магнитном поле, она вызывала эту способность у себя по желанию, но для этого ей приходилось очень сильно напрягать волю. Так что весь процесс продолжался одну-две минуты, после чего Надя уставала, и приходилось прекращать эксперименты.

   - А экспериментов было много, - рассказывает Юрий Пытьев. - Сами понимаете, раз уж попал к нам такой феномен, не попытаться исследовать его природу мы просто не могли. Тем более что сразу стало ясно: никакого мошенничества, ничего сверхъестественного здесь нет. А есть какое-то физическое явление, которое чем дальше исследуешь, тем все более удивительные вещи обнаруживаешь.

   Главная задача, которую Юрий Петрович поставил перед собой, - выявить физические параметры, сопровождающие это явление, которые можно измерить. Только в таком случае можно утверждать, что это явление существует. Для этого было изготовлено замкнутое токопроводящее кольцо. Еще со времен Фарадея известно, что такое кольцо, помещенное в постоянное магнитное поле, никак не проявляет себя, если не изменяется поток этого поля. Тогда в кольце возникает ток электромагнитной индукции. Так вот, если рядом с магнитом помещалось такое кольцо, Надя "видела" уже не один магнит, а целую серию магнитов, причем каждый из последующих был зеркально симметричен предыдущему относительно плоскости кольца. Главное же - в кольце возникал ток, хотя положение магнита не изменялось. Получалось, будто Надя силой воли изменяла поток магнитного поля сквозь кольцо, возбуждая в нем электромагнитную индукцию.

   Но вот Пытьев надел кольцо на голову девочки - и она потеряла способность "видеть" в магнитном поле. Не "видела" ауру находящегося в поле человека. Не "видела" она ауру, и когда кольцо было надето на голову этого человека. Но когда Пытьев изготовил большое кольцо и надел его на обе головы - Нади и своего сотрудника, восприятие ауры становилось очень сильным. Как все это объяснить? Юрий Петрович лишь разводит руками:

   - Задача науки в том и состоит, чтобы открыть и объяснить новое явление. Только между "открыть" и "объяснить" зачастую огромный труд, большое количество экспериментов и очень много времени. В случае с Надей мы открыли только, что имеем дело с каким-то волновым процессом, волновым полем, но природу этого поля, взаимодействие его с человеком определить пока не в наших силах. Единственное, что смогли, - определили длину волны: от четырех до тридцати пяти миллиметров в зависимости от физического состояния испытуемой. И выявили еще один парадоксальный, но, может быть, самый важный факт: Надя воспринимает предметы в магнитном поле так, будто видит их глазами. Только "глаза" эти расположены в районе макушки, причем их стереобаза в два с половиной - три раза больше расстояния между обычными глазами. Не надо понимать это буквально: просто это место в пространстве, откуда Надя как бы смотрит. В лабораторию мы пригласили других испытуемых - тех, кто видит с закрытыми глазами уже вне магнитного поля. Их мы нашли в школе Вячеслава Бронникова.

   Об этой школе в Академии развития человека, где детей учат выявлять и использовать скрытые резервы своего организма, писали много. Не будем повторяться. Просто, как в предыдущем случае, Вячеслав Михайлович Бронников привел к профессору Пытьеву своего сына Вову с просьбой объяснить с точки зрения науки феноменальные способности ребенка, обнаружившиеся после цикла обучения. Легко сказать: "объяснить"! После первых же экспериментов Пытьев с изумлением убедился, что, кроме самого факта видения Надей и Вовой с завязанными глазами, ничего похожего в этих двух явлениях нет. Они протекают, если можно так выразиться, в разных физических плоскостях.

   - Начнем с того, что Вове, как и еще одному воспитаннику школы, с которым мы проводили эксперименты, вовсе не требуется магнитное поле, - говорит Пытьев. - Ребята видят в любых условиях, и ни магнит, ни замкнутое токопроводящее кольцо не оказывают на это видение никакого влияния. Так же, как Надя, они вызывают в себе эту способность по желанию, но в отличие от нее им не приходится напрягать волю, и практически они не устают. Существенные отличия, правда? Но по сравнению с другими они вовсе не кажутся слишком уж значимыми.

   Другие отличия действительно поражают. Взять хотя бы форму и цвет. В то время как Надя видит предметы в черно-белом изображении и искаженными в горизонтальной плоскости, Вова и другой воспитанник школы видят их в натуральных цветах и натуральных формах. Так, будто смотрят своими глазами. И, пожалуй, глаза здесь - самое главное. Не свои, конечно, а те, которыми ребята будто бы видят. Если у Нади они находятся в одной точке пространства, то ребята могут ими управлять - помещать то прямо перед собой, то сбоку от рассматриваемого предмета или текста, который надо прочитать. Если перед ними и предметом, который надо рассмотреть, находится непрозрачная стена, они могут перекинуть "глаза" через нее. Более того, при необходимости могут "организовать" две-три пары "глаз" и рассмотреть предмет во всех подробностях и со всех сторон. И все это легким усилием воли.


Оцени эту статью!
Твоя оценка:
(По материалам российской печати)
"Интересная Газета"
№9(84) Блок D